биография
Савельев - происхождение фамилии

 

Савелий – сегодня редкое русское имя, а фамилия «Савельев» - одна из распространенных общерусских фамилий, имеющая хождение во всем Русском мире. Среди 250 современных русских фамилий, охватывающих Русский мир целиком, фамилия «Савельев» занимает 116 место. В перечне адресов Санкт-Петербурга 1910 года Савельевы упоминаются достаточно часто. Известны подобные фамилии у французов (Саваль) и испанцев (Савала).

Происхождение фамилии (имени) удивительно и редкостно для русских фамилий (имен), подавляющее количество которых происходит либо от названий зверей и птиц, либо от русских слов, обозначающих качества личности или объекты и качества природы, либо взяты из Святцев, а значит - происходят от греческих и еврейских имен. Фамилия "Савельев" и имя "Савелий" совершенно иного рода.

Поиски корней имени приводят нас к древнейшим временам - первоистокам человеческой цивилизации. 

Ниже будет показано, что превращение вал-вел - также древнее. А пока разложим имя на "приставку" и "корень": СА-ВЕЛ, СА-ВАЛ.

Корень «вал» в санскрите совпадает с русскими существительными: вал = вал, вали = валик, валика = валик, и глаголами - вал = сохранять богатство, питать, одаривать, быстро идти. В древнеиндийской мифологии Вала или Бала (охватывающий, скрывающий) – помощник Пани, похитителя коров, которых он прячет в пещере. Индра разрушает пещеру Бала и освобождают коров, уничтожают его самого. Точно так же Индра уничтожает Вритру (чье имя, как считается, также происходит от корня «вал»), чтобы освободить воды.

Здесь мы видим полную аналогию славянскому Велесу – похитителю стад, «скотьему богу», который был противником Перуна-громовержца. В договоре Руси с Византией 907 года Велес (Волос по Повести временных лет) соотносится с золотом, а Перун — с оружием.

От индоевропейского центра «вал» разошелся на север – к Руси, к скандинавам (Велес соответствует Одину, Валхалла – дворец Ваала или «дворец павших», валькирия – скорее всего, служительница Вала; Бальфур (Balfour) — шотландская фамилия), к критским народам (Беллерофонт – древнегреческий герой, победитель Химеры, основатель Милета) и к древним семитам, где Ваал (буквально: «бог, благой, владыка, великий») – эпитет богов и владык (упомянутый в египетской повести XI в. до н. э. «князь Библа Текер-Баал», Ганнибал («любимец Баала»), Балтазар, Баал-Хаммон — бог Солнца, в Карфагене – бог плодородия). Бел — в древнеармянской мифологии строитель вавилонской башни, которому противостоял родоначальник армян Хайк, убивший Бела стрелой из лука.

На Руси Велес – образ, перешедший в понимание власти. М. Фасмер предполагал связь Велеса с «велий» (великий) по той же модели, что белесый ← белый. «Володеть» - править общиной как призванный князь: «да поидете княжить и володеть нами», то есть, осуществлять власть. Велес противостоит Перуну как волость – городу, власть – господству, община - князю. В санскрите велес (волос), вала - волос, шерсть скота. Русское слово «волосы», скорее всего, некогда было связано с убранством головы общинного правителя, старосты или мудреца. Как и в других культурах, длинные волосы – признак власти (например, у Гомера в «Одиссее» - «длинноволосые ахейцы» - женихи Пенелопы). Неслучайно Велес – покровитель сказителей и поэтов.

В библейской традиции Ваал — демон, бог пыток и страданий, брат сатаны, павший архангел Уээль («спокойствие бога»). Кстати Вель – название рек на севере Руси.

Попутное удивительное открытие. В Волгоградской губернии была река Валга – от того же корня «вал». Отсюда – и происхождение названия реки Волга – это река Варуны-Вала-Ваала-Велеса-Уээля. Отметим также реку Цивиль (по-чувашски Савал) – правый приток Волги.

Теперь обратимся к значению приставки «са». В санскрите «са» – приставка в значении «с». Здесь налицо совпадение с русскими аналогами: сабхратри = собратья; Сабха = Собор, собрание; сампадана = совпадение, самья = семья или держаться вместе. «Са» - означает принадлежность к чему-либо. Са-вал – принадлежащий Ваалу, Велесу, волости и так далее. Или же – владеющий волостью, находящийся под покровительством Ваала, Велеса, Уэлля и так далее. «Са» в ведах – пространство, воздух. Можно считать, что «са» в са-вал в этом случае говорит о «духе Вала».

Интересно, что одну из валькирий звали – Свава (слышится: Савва, Савл – СОпричастная Ваалу). Близостью к другим традициям слышатся имена еще двух валькирий – Труд («Сила») - дочь бога Тора и богини Сиф, и  Христ («Потрясающая»).

Еще одно попутное открытие: этимология слова «сабля», которое происходит от тюркского «сабала», «шабала», означающего колюще-режущие предметы. В чувашском сабля — сабала, татарском — шабала, в черкесском языке сэблэ. В последнем случае  объяснение «сэ — нож, блэ — рука» — «нож размером с руку» стоит считать случайным. Черкесский бог Шибля (бог громовержец) – тому свидетель.

Вот и сложили СА+ВАЛ – получили этимологию фамилии «Савельев». Велий - великий, Са-велий - сопричастный величию (в смысле соратника, наследника, преемника).

Возвратимся к санскриту. Разделив имя на слоги, можно подобрать нечто похожее в санскрите СА-ВАЛА (с – войском) или СА-ВЕЛАА (со-временный, своевременный), СА-УД (с-началом, изначальный), СА-УДАЧ (с-севера). Под иранское «чистый» условно подходит СА-АМАЛА (с-чистотой). Полное звучание имени имеет условно-близкие санскритские аналоги: САВИТАР/САВИТРИ (побудитель, оживитель - имя бога Солнца, явно составное слово), САВЬЯ (юг), СВА (ключ, свой). При желании среди санскритских звуков можно отыскать имена жрецов и воителей, которые могли иметь хождение в древности. Вопрос, были ли такие имена? Пока можно отметить: СА-ВА вполне соотносит санскритское значение с именем савейской земли, известной своей системой орошения и гигантской плотиной. Савеи, таким образом, - люди, живущие в обводненной замле "с водой".

Можно проследить определенную иррадиацию звуковых аналогов. В Иране примечателен древний город Самал (Сенджерли) – опора позднехеттской цивилизации, завоеванный армянами, а затем ассирийцами в VIII в. Самал>Савал – вполне возможная трансформация.

В середине VI в. до н.э. встречается царское имя «Савлий». Геродот описывает историю убийства скифским царем Савлием скифского мудреца Анахарсиса, который перенял от эллинов мистерию поклонения Матери Богов и совершил ее тайно в лесной чащобе. Савлий застал его за этим делом и убил стрелой из лука. Скифы с тех пор перестали признавать, что Анахарсис был «их мудрецом».

Вероятно, Геродот несколько исказил имя скифского царя, поскольку иных имен скифов с окончанием на –ий он не приводит. Зато среди греков такие имена у Геродота встречаются весьма часто. Впоследствии еще больше их у римлян и византийцев (Тарквиний, Марий, Аэций и т.д. - римские имена, произносимые на греческий манер). Русские заимствования греческих (византийских) имен: Сергий – Сергей, Алексий – Алексей. Следовательно, от греков мы должны были получить «Савлей». Но у самих греков такого имени нет. Нам остается только имя скифского царя.

У Гомера также встречается имя, до боли нам знакомое, если отбросить приставку – Месавлий. Это раб, купленный свинопасом Итаки у тафосских пиратов. Где эти тафосцы обитали, где расположен о. Тафос – трудно сказать, их следов не осталось. Ясно лишь одно: для гомеровских греков они жили где-то далеко (другое название – телебои, «далеко живущие») и слывшие отличными мореплавателями. Максимально уделенное побережье для гомеровских греков – это побережье Черного моря. Или же палестинское побережье. Там и там в 12 в до н.э. вполне могли оказаться протоскифы, потомки которых позднее не раз врывались на пространства Передней Азии и доходили до Египта. Плененный протоскиф Савлий вполне мог оказаться на Итаке среди свинопасов царя Одиссея.

Но откуда же приставка «ме»? И приставка ли это? Судя по именам, которые распространены у гомеровских греков, «ме» - это именно приставка.

Мы видим массу имен: Менелай, правитель Спарты, Ментор, друг Одиссея в Итаке,  второстепенный персонаж греческой мифлологии Местор, Медонт, глашатай на Итаке, Медонт из Афин, один из основателей влиятельной династии, Медонт - скульптор, Меланфий, пастух на Итаке, Меланфо, воспитанница Пенелопы, Меламп, пилосский богач, покинувший родину, Менетий, отец Патрокла, наконец, Мент (Ментес), властитель тафосцев – тех самых пиратов. (Кстати Мент – имя египетской богини-львицы, которая почиталась в Мемфисе и была покровительницей фараонов и богиней войны.)

В греческой генеалогии мы встречаем также множество имен с окончанием на "медонт" - Аристомедонт, Эвримедонт, Лаомедонт, Алкимедонт, Гипомедонт. "Медонт" у дрневних греков означает "властитель". Добавим также сюда и Меду - супругу Геракла. А также общее прозвище правительниц - Медуза (Медуза Горгона - это просто "правительница из Горгон; точно так же бабку Одиссея звали Халкомедуса - правительница из Халкиды).

Кроме Медонта греческая история знает просто Донта - без "ме". Точно так же, как и Савлия без "ме".

Что же означала приставка "ме"?

У греков "ме" - нечто связанное с "существом дела". Мыс Месата означает "Середина" - середина пути.

В шумерской мифологии Ме – божественные силы, управляющие миром богов и миром людей. Или просто божественная сила, которая может заключаться в различных священных предметах. Ме есть во всем, что может быть ценным для человека – признаках и символах власти, произведениях культуры и искусства, моральных понятиях и так далее. С увяданием шумерской цивилизации мифологическое значение Ме, вероятно, стало бытовым, приближенным к обыденному словоупотрелению и обозначила сущность вещи, ее «дух». С течением времени понятие могло стать приставкой, означающий «священный», «уважаемый», а может быть – «законный наследник», «следующий правитель династии» или просто "сын". Ме-Савлий - сын Савлия.

Есть и другие предполагаемые пути имени Савелий из Древней Индии в Переднюю Азию.

Некоторые исследователи полагают, что  у имени «Савлий» есть прототип, основанный на общеиранском *saudya- , означающем «(Ритуально) Чистый». Вряд ли скифы, столь щепетильные к ритуалу почитания богов, могли заимствовать царское имя у других народов. От древних восточных цивилизаций они вполне могли взять нечто, а потом прямо от скифов (или через греков) это имя позаимствовали славяне.

Известен христианский мученик Савел, которому император Юлиан Отступник приказал отсечь голову (IV в). Прозвище «Савел Персиянин» говорит нам о локализации имени. Явно следует искать на Востоке.

Древнееврейское царское имя «Саул» могло происходить от того же иранского корня – от «Сауд». Такое заимствование вполне вероятно, поскольку древним евреям никогда не доводилось достигать северного Причерноморья или добираться до Ирана. Напротив, скифы завоевывали Переднюю Азию и прокатывались по Палестине своими несокрушимыми конными армиями. Позднее здесь проходили и персидские армии.

«Саул» - имя вполне достойное царя, если оно заимствовано от завоевателей. Иудейский Саул, впрочем, считается неудачником. 

Если опираться на принятую ветхозаветную хронологию, то Саул правил примерно в 1030-1011 гг до н. э. Если эта хронология верна, то "Саул" и "Савлий" имеют общий корень - опять же на востоке. Он обнаруживается в Свейской земле, известной опять же по ветхозаветному сюжету о царице Савской. Жителей страны называют "савеи". Царство благоденствует в X-II вв. до н.э. на юге Аравийского полуострова, но савеи пришли в эту землю с севера.  Об этом свидетельствуют ассирийские источники. 

В дальнейшем, вероятно, у евреев появилось и народное «Савл» (в значении «желание, влечение, устремление»). Диалектный вариант «Паул» дал будущему апостолу христианства выбор, и он «из Савла стал Павлом».

Современные иудаистские трактовки имени Савел (Савелий) как «испрошенный у бога» или «терпеливый» («тяжкий труд») вряд ли можно считать правильными. По крайней мере, к «Савелию-Савлию» они отношения не имеют.

Очевидно, имя Саул-Савлий имело не иудейское и не христианское происхождение. Так, в Литве, где язычество сохранилось дольше всего в Европе, имеется личное имя Šiaulys, от которого, как некоторые считают, происходит название города Шауляй. До 1917 года город именовался Шавли. Его название упоминается в немецких хрониках в связи с битвой при Сауле (1236) в следующих формах: Saulen (1254), terram Saulam (1348), in Saulia (1358).

Очевидно, город не мог быть назван ни литовским прозвищем, ни распространенным именем польских евреев – Шавли, Шавлий.  От города - простонародные имена и у литовцев, и у евреев, но не наоборот. Город именует племя или князя, а не простака.

Воинская составляющая в исходном корне «Саул» перекочевала в казачьи войска: ясаул-есаул – в значении «помощник», «правая рука» (татарск.).

Явное созвучие с заменой «с» на «ш/щ» можно усмотреть в названии шалфея – шавлий или шавлей, а также травы щавель/шавель. Целебные свойства того и другого хорошо известны. Возможно, от степной травы пошло имя скифов-степняков. Или, напротив, скифская трава получила свое имя по имени скифского царя.

В русской литературе «Савелий» - достаточно редкое и почти всегда простонародное имя. Широкая распространенность фамилии и малая распространенность имени говорят об архаичности исходного именования. (У Некрасова Савелий – «богатырь святорусский», который «В землю немца Фогеля// Христьяна Христианыча// Живого закопал», за что побывал на каторге – человек из глухого села, упрятанного в лесах и болотах.)

Удивительно, но у этого имени нет распространенного греческого или еврейского аналога, как у других христианских имен из именослова. В христианском мире имя «Савелий» едва различимо.

В центральной России в Тамбовской губернии была деревни Савлея (то есть, владение Савла), а также река Савала, протекающая по Тамбовской и Воронежской областям. В Карелии есть также река Савала. Марийское имя, менее подвергшиеся изменениям, чем русские – Савли (Савлей). «Савлей» также встречается взамен «Савл» в православной литургии – нечто очень близкое к скифскому царскому имени Савлий.

Еще одно направление поиска истоков нашей фамилии было подсказано мне братом. Он заметил исторического персонажа с именем Сабеллиус - римского христианского мыслителя, учение которого было отвергнуто Церковью. Его имя достаточно уникально (других такиех нет), но неуникально происхождение - от названия группы народов.

Сабеллианы (Сабеллы) - скорее всего, объединительное прозвище для группы народов, в которых некоторые историки видят наиболее сильные племена - сабины и самниты. Не случайно имя "Сабеллиус" в древнем Риме встречается единожды, а других мы не знаем. Это говорит в пользу того, что народа с подобным самоназванием не было, а в данном случае "Сабеллиус" идет от простонародного (плебейского) прозвища. Которое, возможно, и означало просто "плебей". Сравним: имя Сабинус и Сабина оказывается у ряда достаточно известных римлян, аристократов. Потому что сабины - союзное и родственное римлянам племя (см. легенду о похищении сабинянок).

Но никак невозможно объяснить транзит имени от сабеллианов (или сабеллов) до русских Савелиев. Сабеллианы "приказали долго жить" еще до новой эры (ассимилировались, самоназвание исчезло), их имя было явно непопулярно (нецарское, неаристократическое). Славяне же появляются в источниках только пять веков спустя. Массовое распространение Савелиев на Руси трудно объяснить италийским происхождением, а вот скифским (следовательно, ираноязычным) - вполне. Таким образом Са-бел - это не порототип, а периферийное имя. А имя Са-вел попало на Русь другим путем - не от сабеллов. Тем не менее, родственная связь имен очевидным образом прослеживается (в оснобенности если вспомнить гомеровского Месавлия).

Другой вариант транзита - через этрусков и соответствующих им великих переселениях древности (арийских волнах). Близость этрусков к славянам и их "пришлость" - вещи известные. В этом случае "сабеллианы" были занесены из Северного Причерноморья.

И все же откуда созвучие с русским Савелием? Возможно, оно связано с переселение сабеллианов из Малой Азии. Аналогично легенде о происхождении Рима - миграции побежденных троянцев во главе с Энеем. Вполне возможно, что это было племя, которое к основанию Рима растеряло свою мощь, но о нем еще помнили. Правда, ни одной истории с сабеллианами не сохранилось.

 

И в заключение. Многие Савельевы пользуются этим текстом на своих интернет-ресурсах, но не ссылаются на источник, откуда он взят. И публикуют у себя, даже не исправив опечатки. Теперь большинство опечаток устранено. Пусть будет устранено и невольное присвоение этого текста.

Против его распространения с указанием источника информации я ничего не имею. Текст составлен мной на основании данных из разнообразных источников. Лучше, если Савельевы его будут пополнять и исправлять, а не заниматься плагиатом.

 




Домойinfo@savelev.ruНаверхО проекте









©2006 Все права защищены.
Полное или частичное копирование материалов разрешено со ссылкой на сайт.
Русины Молдавии Клачков Журнал Журнал Rambler's Top100 Rambler's Top100